Какие задачи стоят перед регионами накануне президентских выборов

МОСКВА, 29 декабря. /ТАСС/. Следующие шесть лет после президентских выборов 18 марта 2018 года для российских регионов пройдут под флагом обновления исполнительной власти, реформ в экономике, а также продолжения курса на развитие социальной сферы. Как отмечают опрошенные ТАСС эксперты, в векторе внимания властей на ближайшие годы будут находиться развитие инфраструктуры, демографии, а также доступность медицинской помощи.

О том, какие еще задачи стоят перед регионами в преддверии нового президентского цикла — в материале ТАСС.

Социальная сфера

Как отмечают эксперты, поддержание «социального самочувствия» граждан является основой стабильности государства, и регионам в ближайшие несколько лет предстоит решать задачи для сохранения его на оптимальном уровне. Как рассказал ТАСС руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, среди первоочередных задач — демография, инфраструктура, транспортная доступность и улучшение медицинской помощи.

Смотрите также

Как менялись правила выборов президента РФ. Досье

«Сейчас большое внимание уделяется решению демографических проблем, проблем детей. Инфраструктура для детей — ясли, школы, детские поликлиники — все, что связано с детьми, является приоритетом», — отметил Калачев. Директор «Института политических исследований» Сергей Марков считает, что принятые решения по поддержке семей правильные, и могут помочь решить проблему «скатывания в демографическую яму».

Задача повышения доступности медицинской помощи также является одной из приоритетных, отмечают эксперты. «Финансирование здравоохранения будет увеличиваться. Население России стареет. В некоторых регионах треть населения — пенсионеры, поэтому здравоохранение очень важно», — сказал Калачев. Марков добавил, что власти уже понимают — уменьшение количества медицинских учреждений в регионах привело к сокращению доступности медицинской помощи, и эту проблему надо будет решать.

Транспортная доступность и качество дорог в субъектах, по мнению политологов, также остаются традиционными задачами на ближайшие годы. «Для Дальнего Востока не только проблемы дорог важны, но и проблемы перемещений. Там все в один голос жалуются на высокую стоимость внутренних перелетов и запредельную стоимость перелета в Москву. Поэтому для жителей Дальневосточного федерального округа проблема цен на авиабилеты крайне важна», — пояснил руководитель «Политической экспертной группы».

Тренд на обновление

В 2017 году в России сменилось руководство в 19 регионах, и это стало самым массовым обновлением губернаторского корпуса за последние много лет. Эксперты считают, что тренд на обновление власти является позитивным и продолжится.

«Я думаю, что концептуальный тренд на обновление власти и прихода молодых технократов задан Владимиром Путиным не случайно и системно реализуется. Об этом говорили люди, и это было очевидно», — рассказал ТАСС генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Он добавил, что в дальнейшем опора на «технократов» может расти вместе с усилением требований к эффективности управления.

Смотрите также

Избирательные участки и комиссии на выборах президента РФ. Досье

«Повышение эффективность управления — это очень серьезный ресурс. Мы всегда смотрим на тот ущерб государству, который наносят коррупционные истории, но если мы посмотрим на ущерб от неэффективного управления, от несбалансированных решений, то это цифры уже совсем другого порядка», — рассказал ТАСС председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин, пояснив, что управленцы нового типа сегодня должны не просто решать задачи выживания, но и обеспечить развитие субъектов.

Как рассказала ТАСС генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева, вновь избранные губернаторы уже сегодня показывают отличные результаты, внедряя лучшие управленческие практики и понимая, где у них могут быть точки роста и приоритеты развития.

«Мы видим на примере Пермского края, Новгородской, Ивановской областей, как коллеги определяют перспективные проекты, которые обеспечат рост экономики, как быстро внедряют лучшие практики, которыми владеет АСИ, участвуют в федеральных программах, различных проектах и мероприятиях. Надеюсь, что следующий год покажет хорошую динамику по этим регионам», — отметила она.

Еще одним стратегическим решением, по мнению экспертов, стало введение системы оценки эффективности исполнительной власти в регионах по 24 показателям, которая в следующем президентском цикле подтолкнет управленческие команды субъектов работать более эффективно и концентрироваться на основных проблемах.

«Я думаю, что эта мера призвана систематизировать оценки, которые уже есть в работе губернаторов. Я ожидаю скорее интегральной роли от этого инструмента, но это точно будет реальный инструмент», — пояснил Орлов.

Реформа экономики

Важным решением для развития экономики регионов на ближайшие годы, по мнению политологов, является запуск с 1 января 2018 года программы реструктуризации задолженности субъектов. Она позволит субъектам только в ближайшие два года высвободить в общей сложности 428 млрд рублей. Право продлить реструктуризацию до 12 лет получат только те регионы, которые покажут в 2018-2019 гг. рост доходов выше уровня инфляции.

«Было принято два решения: сначала заместить полностью долги в коммерческих банках на средства ЦБ и Минфина через казначейство, то есть кредитором стало государство. А второе — реструктуризация. То есть деньги надо отдавать не завтра-послезавтра, а растянуть на 5-7 лет, таким образом высвобождая средства для повседневной деятельности, для решения текущих задач», — пояснил Костин.

Смотрите также

Внешняя политика для будущего президента: с чем столкнется победитель выборов-2018

Необходимым, по его словам, является и поставленное регионам условие роста собственных доходов выше уровня инфляции. «Соблюдение критериев обеспечивает оздоровление экономической ситуации в субъекте. То есть право на рассрочку получают те, кто наращивает инвестиции в основной капитал, не допускает дальнейшей закредитованности, обеспечивает стабильный рост валового регионального продукта», — добавил эксперт.

При этом, как пояснил Орлов, не все регионы готовы к реструктуризации из-за условий роста собственных доходов. «Кто готов работать, кто готов обеспечивать развитие — для того эта программа благо. Кто привык к ресурсам, которыми можно без каких-то критериев эффективности распорядиться, вот у них другой подход. Но тут очевидно, что эта программа должна была сегментировать субъекты: отделить тех, кто может доходную политику выстраивать от тех, кто не может», — заметил собеседник агентства.

Важным для развития экономики регионов в ближайшее время должно стать улучшение инвестиционного климата и поиск уникальных практик развития в субъектах, считает Чупшева.

«Пять-шесть лет назад, когда мы разрабатывали региональный стандарт инвестиционного климата, донорами лучших практик были Калужская область, Татарстан, Ульяновская область. Сегодня уже стандарт не догонять лучшие практики, а находить конкурентные преимущества, где регион может быть самым лучшим. Тульская, Московская, Воронежская, Белгородская, Тюменская области, Ханты- Мансийский автономный округ и множество еще регионов, которые сегодня могут гордиться какой-то нишей, где у них получается результат лучше всех», — рассказала глава АСИ.

Пространственное развитие регионов

Важным шагом для наращивания экономического потенциала субъектов может стать и принятие стратегии пространственного развития России, считают политологи.

Как рассказал ранее вице-премьер Дмитрий Козак в интервью телеканалу «Россия 24», разрабатываемая стратегия пространственного развития РФ до 2025 года должна будет определить конкурентные преимущества каждого региона. По его словам, это позволит эффективнее выстроить инвестиционные программы как самих субъектов, так и работающих на их территории естественных монополий.

Смотрите также

Старт кампании-2018: эксперты назвали главные внутренние задачи для будущего президента

При этом, по словам экспертов, в качестве инструмента развития обсуждается и концепция агломераций.

«Обсуждается несколько концепций. Одна из них — создание агломераций вокруг крупных мегаполисов, которые должны стать драйверами развития прилегающих субъектов. У этого подхода есть свои плюсы и минусы, но мне кажется, что если мы говорим в целом по стране, то он в полной мере не применим», — отметил Костин.

Доцент факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Титков считает, что идея агломераций имеет смысл, но региональные власти могут использовать их как инструмент политического влияния, что «может стать источником управленческих и политических конфликтов». При этом возможная оптимизация учреждений социальной инфраструктуры может вызвать недовольство населения, хоть и будет экономически выгодной.

Среди плюсов данной концепции Титков отметил создание крупных региональных центров, которые частично решат проблему перенаселения в Москве и Санкт-Петербурге, а также сконцентрируют в центрах агломераций человеческие ресурсы и управленческие возможности для реализации проектов.

Костин добавил, что подходы к развитию регионов можно комбинировать в зависимости от той или иной территории, того или иного федерального округа. «Но, тем не менее, какой-то институциональный подход возникнуть должен. Потому что просто выравнивание доходов ни к чему хорошему не приведет. Мы будем подрывать финансовую и ресурсную базу тех регионов, которые на сегодняшний день успешны», — резюмировал эксперт.

По материалам: ТАСС.RU

About The Author

Быть в курсе новостей.

Похожие материалы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *