Ученые выяснили, как певчие птицы выучивают новые мелодии

ЖЕНЕВА, 13 ноября. /Корр. ТАСС Константин Прибытков/. Певчие птицы учат новые мелодии, применяя стратегию, которая очень напоминает методы, используемые при обучении детей иностранному языку.

К такому выводу пришли швейцарские ученые и их американские коллеги.

Птица зебровая амадина решает задачу изучения мелодий «шаг за шагом, и даже возвращается назад в этом процессе, исполняя известные ей звуки и адаптируя их к звукам, которые предстоит выучить». На этом этапе учебы последовательность звуков часто нарушается, и тогда на следующем этапе птица выстраивает новые звуки в нужном порядке, сообщает Федеральная политехническая школа Цюриха (ETH Zurich).

«Зебровая амадина применяет стратегию деления столь сложной задачи, как выучивание новой песни, на части, с которыми легко справиться. Это позволяет пернатым расширять репертуар с минимальными усилиями», — заявил руководитель исследования, профессор Института нейроинформации ETH Zurich Ричард Ханлозер.

Ученые пришли к этому выводу в ходе экспериментов с молодыми птицами — менее месяца от рождения. Ежедневно они транслировали через динамики мелодию, которую птицы затем выучивали. По прошествии месяца исследовали поменяли композицию. Зебровые амадины стали пытаться адаптировать выученную мелодию к новой. Во время исследований все песни записывались, а потом раскладывались на звуки при помощи компьютера. «В природе птицы инстинктивно приспосабливают свои песни к тем, которые исполняют более взрослые особи того же вида», — констатировал Ханлозер.

По его словам, учебный алгоритм, применявшийся зебровыми амадинами, «очень напоминает лучшие методы, которые используются сейчас в компьютерной лингвистике для сравнения документов». «Ученые-компьютерщики используют ту же стратегию, которую эволюционно выработали певчие птицы, и пернатые, вероятно, применяют ее на протяжении миллионов лет», — отметил Ханлозер.

Пока у исследователей нет полной ясности в том, используют ли дети при изучении иностранного языка точно такую же стратегию. Как подчеркнул профессор Ханлозер, существует много схожего в том, как дети учатся говорить, а птицы петь. Например, как и птенцы, дети при обучении удваивают звуки. У детей это «ма-ма», «па-па», «до-до». В ходе научной работы было доказано, что и дети, и птенцы продолжают придерживаться этого алгоритма при изучении новых звуков, даже уже овладев сложными звуковыми сочетаниями.

Согласно гипотезе Ханлозера, маленькие дети при изучении иностранных языков используют, как и пернатые, «минималистский подход»: они осваивают новые звуки, адаптируя их к уже известным. Но эта гипотеза требует для своего подтверждения дальнейших изысканий, указывает ETH Zurich.

{{item.group_date}}

По материалам: ТАСС.RU

About The Author

Быть в курсе новостей.

Похожие материалы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *